Юлия Черниговская КУЛИНАРНАЯ КНИГА РЕДАКТОРА ЛОЖЕЧКА МЕДУ И все-таки, в чем же заключается секрет почти мистической притягательности некоторых изданий? Почему одни газеты теряют аудиторию, несмотря на высокую информационную насыщенность, а к другим читатели так и льнут, будто страницы медом намазаны? Секрет в особых отношениях - нежных и взаимных. Популярные пособия, обучающие девушек быть хорошими женами, рекомендуют: "Станьте незаменимой для своего избранника, помогайте ему во всем, создавайте взаимозависимость..." Этот совет стопроцентно применим и к отношениям с читателями. Вам наверняка приходилось слышать, что в недавно минувшие времена, лет эдак пятнадцать-двадцать назад, прессу называли четвертой властью. Думаете, для красного словца? Отнюдь. Критическая заметка в газете приравнивалась к гневу высокого начальника и грозила провинившимся, как минимум, строгим выговором, максимум - увольнением или даже тюрьмой. Скажете, сейчас другая эпоха? И да, и нет. На самом деле, механизмы реального влияния на ситуацию остались, но журналисты ими практически не пользуются. Оно и понятно: если министр пошел с кем-то в баню - это событие всероссийского масштаба, а если у бабы Маши капает с потолка, потому что жилищники который год не могут залатать крышу, то сей факт вряд ли побудит журналиста даже со стула привстать. Как это "почему"? А где компромат? Где сенсация? Ведь мы же должны быть в оппозиции власти, бороться с ней, "валить" неугодных чиновников и ставить взамен них своих. А для этого требуется сильное оружие: дикая сенсация, убойный компромат. Баба Маша для этих целей не подходит. Что на самом деле стоит за этими сентенциями? Честно? Лень! И боязнь грязной рутинной работы. Конечно, журналист, которому пожалилась на судьбу баба Маша, может возразить: ну напишу я об этой протекающей крыше, и что дальше? Ее ведь все равно не починят! Разумеется, не починят. И ваши слова всегда будут оставаться пустым звуком, если вы будете наивно полагать, что профессиональная функция журналиста заключается только в конструировании эффектных фраз. На самом деле, последовательность ваших действий должна быть совершенно иной. Сначала вы звоните в ЖЭК, на территории которого проживает баба Маша, и, допросив с пристрастием всех, кто имеет отношение к ремонту, добиваетесь РЕАЛЬНОЙ починки крыши. Не распоряжения, не приказа, а именно починки. Если на локальном уровне решить проблему не удается, обращаетесь на ступеньку выше (но только на одну). И так по восходящей... И лишь когда крыша наконец-то будет заштопана, можно вынести пережитое на газетную страницу, пригвоздить к позорному столбу лентяев и (обязательно!) поблагодарить тех, кто помогал вам. Обращаю ваше внимание: публикация должна быть РЕЗУЛЬТАТОМ, эпилогом решения проблемы, а не толчком к решению, как думают некоторые. А добиться решения можно только с помощью активных действий: ваши слова, даже самые гневные, ровным счетом ничего не изменят. Да, этот способ очень трудоемкий, ведь вы должны вкладывать в публикацию свое время, силы, эмоции - свою жизнь. И в этом сходство журналистской профессии с актерской: хороший актер полностью перевоплощается в своих персонажей, отдает им жизнь; хороший журналист отдает жизнь реальным людям, проблемы которых ему приходится решать. Именно поэтому некоторые публикации, просуществовавшие на газетном листе всего день, остаются в памяти на годы: написанное там реально прожито, прочувствовано автором, прошло через его сердце. Разумеется, сие не всякому по силам. Но если вы чувствуете в себе призвание к защите интересов читателей - попробуйте. У вас в руках появятся реальные рычаги влияния, и ваш авторитет будет расти день ото дня. Главное - отбросить стереотипы вроде огульной оппозиции власти или, наоборот, бескрайнего лизоблюдства. То, что видится издали как безликая чиновничья масса, на самом деле состоит из конкретных людей. А с людьми всегда можно СОТРУДНИЧАТЬ. Не покупать их, не собирать на них компромат, а именно сотрудничать в решении проблем. Словом, как и в самом начале книги, я призываю вас быть со всеми на равных, ибо и компромат, и взятки - не что иное, как проявление страха, обусловленного вашим зависимым положением. Как решать проблемы местного масштаба, мы уже поняли. А что делать, если, починив пять крыш, вы обнаружили еще пять тысяч дырявых? Тут уже нужно пытаться "разрулить" ситуацию на уровне города или региона. Если же, перелопатив горы информации, вы поймете, что причиной дырок в крышах являются прорехи в законах, можно поделиться своими мыслями даже с Президентом России. Напишите письмо первому лицу государства, но при этом учитывайте, пожалуйста, что возможности президентской власти ограничены. Его удел - правовое регулирование на общероссийском уровне. С помощью Президента можно ускорить принятие нового закона или отмену старого, но чинить крышу бабы Маши все равно придется вам, потому что письма с конкретными просьбами всегда возвращаются местным властям для принятия мер. А вообще, понимание того, как работают разные ветви власти, постепенно приводит к конструктивному диалогу. И вот тут могут очень пригодиться технические возможности вашего сайта и обширная читательская аудитория. Классический вариант - опрос читателей. Вам ведь важно знать, что волнует людей, что им нравится в вашем городе, что они хотели бы изменить, и где готовы предложить свою помощь? Для властей это еще более важно. Поэтому, если опрос на вашем сайте существует сам по себе, просто потому, что все проводят опросы, то такой опрос умрет сразу после оглашения результатов. Если же вы поделитесь полученной информацией с местными властями, это может стать отправной точкой для новых дел, направленных на реальное улучшение жизни в вашем городе. А есть у вас проблемы, к которым мэрия не знает как подступиться? Вынесите спорный вопрос на "народный форум". Пусть каждый пришедший на ваш сайт сможет высказать свое мнение. НА КУХНЕ... ПО СЕКРЕТУ... Пошепчемся с Яндексом Е. Колмановская: Форумы бывают двух видов. Первый - когда люди у себя на сайте что-то обсуждают. В таком форуме все участники равны, все друг друга о чем-то спрашивают и что-то отвечают. Второй вид - пресс-конференция, встреча с одним "отвечальщиком". А. Амилющенко: Гостиная Яндекса - это пресс-конференция. Но изюминка в том, что вопросы задают не соблюдающие определенные правила игры журналисты, а народ. Судите сами, разве может представитель издания, в котором компания размещает рекламу, открыто спросить, допустим, о "грязных" методах ведения бизнеса или о нечестной конкуренции? Конечно, нет. А у нас и не такое бывало. Случалось, "в лоб" говорили известному бизнесмену: "А чего это вы воруете?!" И вот здесь становятся очевидными аргументы "за" и "против". Если ответить нечего, человек сразу "ломается". А если есть и факты, и умение общаться с аудиторией, во время "публичной дуэли" все это проявляется в полную силу. Кстати, наша аудитория не всегда и не поголовно враждебно настроена. Часто люди сами стремятся поддерживать порядок в форуме и усмиряют тех, кто ругается не по делу. В том случае, про который я рассказывал, участники форума развернули "агрессора" и сказали: "Вот там про воровство все подробно написано - сходи пока почитай, а нам не мешай, мы тут с человеком разговариваем". Словом, Гостиная - это возможность прямого и откровенного диалога с неангажированной аудиторией. К тому же, общаться в форуме гораздо удобнее, чем по "горячему телефону", хотя бы потому, что у человека всего два уха и один язык, а значит, реально разговаривать можно только с одним собеседником, - для остальных линия занята. В форуме же количество собеседников неограничено. По нашей статистике в Гостиной Яндекса одновременно разговаривают 200-300 человек, и от 5 до 20 тысяч наблюдают за ходом форума. - Что нужно для создания хорошего форума? А. Амилющенко: Во-первых, нужно иметь посещаемый сайт. Во-вторых, следует выбрать тему, которая будет интересна вашей аудитории. К примеру, у Яндекса аудитория очень широкая и разношерстная, поэтому мы либо приглашаем "звезд" - людей, которых все знают, и уже по этой причине они привлекательны как собеседники, либо выбираем тему, которая "зацепит" практически любого. То есть, наша специализация - известные личности и "попсовые" темы. Мы никогда не будем обсуждать, допустим, высокотехнологичные прокладки из титана, - это прерогатива специальных сайтов. В-третьих, нужно заранее рассказать о вашем форуме достаточно большому количеству людей, иначе к вам просто никто не придет. И наконец, желательно использовать именно технологию форума, а не чат. Разница в том, что в чате и вопросы, и ответы появляются мгновенно, а в форуме - с некоторой задержкой. На первый взгляд, чат хорош своей оперативностью, но при этом все, происходящее в чате, понятно только его участникам. Со стороны это выглядит как каша, которую совершенно невозможно читать. Форум же абсолютно читабелен и до, и после, и во время самого мероприятия. Без труда можно понять, кто, что и кому ответил. К тому же, например, такое простое автоматическое средство модерации, как задержка появления сообщения минут на двадцать, защищает форум от откровенного вандализма. Да, в форуме можно сказать гадость. И эта гадость даже будет услышана другими. Но нет никакого смысла двадцать минут ждать появления своего вопроса и еще полчаса - ответа на него. Вандалы - люди "реактивные", они такой пытки не выдерживают. И конечно, ваш гость может отвечать на те вопросы, которые ему понравились. Все остальное потом чистится. Поэтому с уверенностью можно сказать, что форум - процесс управляемый. Можно, кстати, не ограничиваться изучением общественного мнения. Вполне реально объединить людей для полезных дел, будь то субботник или очистка окрестных лесов от мусора. За вашу роль организатора горожане наверняка скажут вам "спасибо". А где труд, там и отдых. Если вы смогли организовать субботник, значит и общегородской праздник вам по плечу. Это очень увлекательное занятие, которое, к тому же, будет притягивать к вам сотни, если не тысячи новых читателей и просто друзей. Можно использовать сайт и в чисто "эгоистических" целях: исследовать вкусы читателей, их предпочтения и запросы, а потом делать газету именно такой, какой читатели хотят ее видеть. Изумлению и восторгу не будет предела. НА КУХНЕ... ПО СЕКРЕТУ... Пошепчемся с Яндексом А. Амилющенко: Мне кажется, для сайта газеты главная задача - общение. Согласитесь, газета существует для читателей. Для них же предназначен и сайт. Причем, читатель, заглянувший на сайт, должен почему-то захотеть приходить туда снова и снова. И это "почему-то" надо просто сделать. Мало дублировать информацию, опубликованную в печатной версии - никто ради этой информации к вам не пойдет, просто потому, что газету удобнее купить в киоске. С другой стороны, на сайте можно наладить обратную связь с читателями, а вот для печатной версии это довольно проблематично - там общение с читателями выглядит сильно урезанным и каким-то... засушенным что ли. А на сайте это делается очень просто: "Напишите, о чем бы вы хотели прочитать в нашей газете", "Проголосуйте за то или за это". Во-вторых, сайт - это возможность создания некоего локального сообщества вокруг вашего издания. Когда у вас есть какой-то интересный проект, вокруг вас возникает куча людей, которым он интересен. Люди готовы общаться с вами и между собой, помогать друг другу, что-то подсказывать, делиться новостями... Вот это весьма ценно. Помочь читателям объединиться - очень благодарная задача для газеты. Е. Колмановская: Кстати, то, о чем Леша сейчас сказал, почти никто не делает. А зря. Чтобы людям в интернете было приятно, надо дать им возможность интерактива. Пусть у человека будет ощущение, что он реально влияет на события. К примеру, так: "В следующем номере мы можем написать о молоке или о пиве. О чем хотите прочитать Вы?" В результате выясняется, что все хотят читать о молоке, и газета печатает именно это. Читателям, принявшим участие в голосовании, приятно, что их мнением интересуются, и в следующий раз они снова придут голосовать, потому что чувствуют: их уважают. Более того, случайные посетители сайта, ни разу в жизни не державшие в руках печатную версию, могут купить газету именно потому, что там написали про молоко, а им это интересно. Обратную связь можно использовать по-разному: можно принимать "заказы" на интервью с известными людьми, заранее выясняя у читателей, какие вопросы стоит задать собеседнику, можно делать подборки материалов на тему, интересующую читателей, можно даже опросы проводить: "Доверяете ли вы банкам?", "Если да, то сколько вы денег им доверяете?" - а результаты публиковать в печатной версии. А еще стоит учитывать распространенную людскую слабость - желание стать знаменитым. Вы ведь с удовольствием публикуете фотографии победителей всевозможных конкурсов, да и просто забавные любительские снимки, случаи из жизни и приветы, которые читатели передают друг другу, верно? Но печатная версия для всего этого тесновата. И при этом, именно на бумаге обычно появляются письма, приходящие на сайт издания. А почему не наоборот? Ведь на сайте легче всего создать внушительную галерею читательских портретов, форум для передачи приветов и поздравлений, блокнот для записи мудрых мыслей и забавных случаев. Если вы, к тому же, учредите клуб друзей газеты и будете предоставлять его членам какие-нибудь полезности вроде скидок в магазинах, ваш медовый месяц будет длиться вечно.