Юлия Черниговская КУЛИНАРНАЯ КНИГА РЕДАКТОРА ХВАЛА ТЕБЕ, ХАЛВА! Что будем кушать на десерт? Если самым сладким и желанным для вас является вкус денег, если всем видам хруста вы предпочитаете хруст новеньких купюр, если вы не согласны с утверждением, что деньги не пахнут, и готовы следовать за их чудным ароматом хоть на край света, тогда... Тогда вам придется сесть на диету. Овсянка, сэр! Способы зарабатывания денег в интернете, конечно, существуют. Вопрос только в том, КАКИХ денег. Что именно вы называете деньгами? Десять рублей или десять тысяч долларов? Именно в этом заключается фундаментальное противоречие интересов продавцов и покупателей. Из чего складывается цена бумажной книги? Прежде всего, из стоимости бумаги и полиграфии. Как ни странно, но, вкупе с расходами издателя на подготовку рукописи к публикации, эти затраты могут доходить до 70 процентов от конечной цены. Думаете, остальное получает автор? Ошибаетесь. Еще примерно четверть стоимости "съедает" торговля: книги ведь нужно развезти по городам и весям, хранить на складах, доставить в магазины. Автор же может рассчитывать на ма-а-аленький кусочек, процентов эдак в десять. В лучшем случае. Теперь посмотрим на цену книги интернетовской. Стоимость бумаги и полиграфии отбрасываем. Уф-ф! Складские расходы и прочие заморочки продавца, как и сам продавец, нам теперь ни к чему. Ага! Издателя, при большом желании, тоже можно подвинуть: орфографию в рукописи мы уж как-нибудь сами проверим. Вот-вот. И что же у нас осталось? Те самые десять процентов. Ой! Позвольте вопрос: если ваша бумажная книга продается в магазине по пятьдесят рублей, согласитесь ли вы выставить ее в интернете по пять? А если согласитесь, то сколько времени вам понадобится, чтобы заработать на покупку бумажного экземпляра? Вы обиделись? Зря, ведь именно интернетовская цена является самой справедливой и самой управляемой. Ваш товар плохо покупают? Сделайте его дешевле, и дело пойдет. Словом, если вы мечтаете, что однажды на вас свалятся бешеные деньги, не обольщайтесь. Вложение вашего таланта в интернет это не лотерея и не финансовая пирамида, которая может принести немыслимые барыши. Скорее, это вклад в швейцарском банке, где медленно, но верно капают проценты. Посему, если вы еще не определились в свой профессии, если прыгаете с темы на тему, вам, вероятно, стоит попробовать что-нибудь другое. Ну а если вы уже мастер своего дела и, как Пушкин, имеете постоянный доход с тридцати двух букв русского алфавита, тогда дополнительный заработок с абревиатуры "http://www..." показан вам как общеукрепляющее средство. С чего начать интернет-бизнес? С приобретения кошелька. НА КУХНЕ... ПО СЕКРЕТУ... Пошепчемся с Яндексом А. Амилющенко: Наш интернет-кошелек создавался как аналог наличных денег. В жизни есть множество ситуаций, когда вы расплачиваетесь наличными: за хлеб, за конфеты, за игрушки детям... Все мелкие покупки совершаются именно так. А вот в интернете долгое время было неудобно делать мелкие покупки. Чтобы заплатить один рубль, нужно было потратить пять рублей. Эту-то брешь мы и залатали. Интернет-кошелек - совершенно бесплатная программа, которая помещается на дискете. Вы можете носить ее с собой как обычный кошелек: на работу, домой, в интернет-кафе - куда угодно. Она элементарно устанавливается и при этом после вашего ухода никто не сможет воспользоваться вашим кошельком - безопасность продумана очень тщательно. Вы можете пополнять свой кошелек десятком разных способов: через банк, через почтовое отделение, конвертацией денег из другой платежной системы, покупкой карты Яндекс.Деньги... И конечно, с помощью интернет-кошелька вы можете зарабатывать. Для небольших магазинов интернет-кошелек - идеальный вариант. Установил, сообщил номер кошелька покупателям, и этого достаточно. Все работает и ничего не стоит. Когда магазин большой, платежей много, хочется удобнее с ними работать, получать выписки по счетам, экспортировать данные в бухгалтерские программы, тогда используются "продвинутые" варианты, предусматривающие установку на сайте магазина специального программного обеспечения. Е. Колмановская: Если человек пишет тосты на заказ и продает каждый тост по десять долларов, то ему проще всего поставить интернет-кошелек. Там будет самая недетализированная отчетноеть и обязательное личное общение с покупателями: "Вася, твой тост готов, присылай деньги". Схема самая простая: прислал письмо, получил деньги, отправил тост. Никакой бухгалтерии нет. А крупному магазину, у которого каждый день сотни заказов, без отчетности никак нельзя. Там нужны более сложные схемы. И такие схемы в Яндекс.Деньгах предусмотрены. Но при этом нужно понимать, что даже у крупных магазинов суммы платежей сравнительно небольшие. Никого не удивит платеж в сто рублей, а вот в сто тысяч долларов, пожалуй, насторожит. У нас был случай, когда в вечер пятницы пошла какая-то очень большая транзакция. И как-то странно все это выглядело: и сумма, и время платежа... В общем, транзакцию остановили. На всякий случай. А в понедельник оказалось - правильно остановили, потому что это была афера. Деньги какого-то завода были через некий банк переброшены на три счета, проведены через пять платежных систем и должны были быстренько исчезнуть. Но такие суммы образуются только у магазинов в результате баланса, а тут прямой платеж из кошелька в кошелек. - То есть, вы не советуете работать в интернете с крупными деньгами? Е. Колмановская: Просто, трудно придумать ситуацию, когда это нужно. Удобнее всего платить за то, что мне доставят прямо сейчас, виртуально: софт, доступ в интернет, мобильник.... А в случае серьезных деловых отношений, когда все равно требуется печать на счете, и без личной встречи не обойтись, это не имеет смысла. - Станут ли когда-нибудь крупные транзакции обычными для платежных систем? Е. Колмановская: Только тогда, когда у нас будет официально признана цифровая подпись, и не придется гонять курьеров, чтобы развозить туда-сюда бумажки. Тенденция к уменьшению бумагооборота наблюдается уже сейчас: для заключения сделок требуется все меньше и меньше документов. Но пока бумаги все-таки нужны. А вот когда они исчезнут совсем, тогда и поглядим... Теперь вникнем в детали. В интернете есть несколько вариантов бизнеса для журналистов: электронные книги, рассылки, блоги, размещение рекламы на своем сайте и создание электронных магазинов. Начнем, естественно, с книг. Помимо уже обсужденных особенностей ценообразования, нужно учитывать еще один нюанс: этот способ заработка подходит вам, если вы написали фундаментальный труд, который будет актуальным в течение длительного периода времени. В уже готовую книгу желательно не вносить никаких изменений, иначе вы и сами заблудитесь в их бессчетном количестве, и читателей запутаете. Этот вариант решительно не подходит тем, чья работа основана на регулярно обновляющихся новостях. Программ для создания электронных книг существует множество. Для примера порекомендую одну - SBookBuilder. Симпатичными чертами ее характера являются бесплатность, простота использования и сравнительно малый "вес". Но, на мой привередливый вкус, она довольно превратно отражает цвета графики, не выдерживая никакого сравнения с браузером. Поэтому, если в вашей книге много иллюстраций, пощадите авторитет художника. И еще парочка особенностей. При соединении файлов в книгу SbookBuilder приклеивает к ним довольно "тяжелый" - около 500 кб. - программный блок. И в конечном итоге из кучи HTML-страниц рождается один файл с расширением .exe, а к этому расширению пользователи интернета относятся довольно настороженно. Другой простой способ публикации книги - создание отдельного сайта. Если хотите зарабатывать, можно сделать вход на сайт платным. Но как вы будете привлекать посетителей? Согласится ли человек идти к вам за плату, пусть даже минимальную, если при небольшом усилии аналогичную информацию можно получить в другом месте бесплатно? Чтобы это случилось, ваш контент должен быть не просто ценным, а сверхценным. Второй вариант журналистского бизнеса - рассылки. Эльдорадо для ньюсмейкера. Отчего вы морщитесь? А, понимаю: вы видели то, что в рунете называется рассылками. Да, согласна, в большинстве своем это выглядит довольно убого и весьма непрофессионально. Невольно начинаешь сочувствовать людям, которым приходится ЭТО читать. Тут вы, конечно, правы. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны: рассылки - всего лишь технология передачи информации. Форма. Способ. Что же мешает наполнить эту форму профессиональным и интересным содержанием? Может, читатели рассылок просто ждут прихода профессионалов, довольствуясь на время ожидания подножным кормом? Словом, если вы делаете нечто стоящее, и делаете РЕГУЛЯРНО, попробуйте создать рассылку. Заработок здесь возможен в двух вариантах: либо подписчики рассылки платят вам за информацию, либо вас содержат рекламодатели (в этом случае подписка бесплатная). Самый доступный помощник в организации рассылки - ваша почтовая программа. Достаточно занести адреса подписчиков в адресную книгу, и уже можно передавать плоды своих трудов читателям одним щелчком мыши. Однако, этот способ хорош только в том случае, если количество ваших подписчиков измеряется единицами. Как только оно перевалит за десяток-другой, могут возникнуть проблемы. Вам знакомо слово "спам"? Администраторы почтовых серверов знают его еще лучше. И на многих почтовых серверах действуют специальные фильтры, препятствующие распространению писем, алресованных большому количеству людей. Лес рубят - щепки летят. Увы. Добропорядочность и благородные намерения доказать довольно сложно. Поэтому не исключено, что однажды ваши подписчики не получат долгожданного письма. Это в лучшем случае. А в худшем вы можете просто лишиться почтового ящика. Да, существуют специальные программы, которые умеют отправлять рассылки, минуя почтовый сервер. Но рекламировать их здесь я не буду по той простой причине, что они активно используются спамерами, а значит, и на них скоро найдется управа. Есть профессиональное приложение для создания рассылок, которое можно установить на сайте или на жестком диске вашего компьютера - Mailman. Программа дает массу возможностей, начиная от кратких анонсов сообщений, включенных в рассылку, и кончая созданием архивов. Но для установки Mailman требуются навыки не просто опытного, а очень-очень опытного пользователя, знакомого, хотя бы в общих чертах, с языком Python, на котором написана программа. Сравнительно недавно в рунете появился коммерческий сервис рассылок, основанный на веб-интерфейсе, Smartresponder.ru. Там есть как платный аккаунт, так и бесплатнй. Однако, поигравшись для пробы с бесплатной версией, приходишь к выводу, что сервис далеко не так хорош и удобен, как декларируют его создатели. По крайней мере, в бесплатной версии есть куча неработающих кнопок, предназначенных исключительно для демонстрации возможностей платного аккаунта. Этот сервис подходит не для новостных рассылок, а, скорее, для рекламы товаров, продаваемых по системе многоуровневого маркетинга, когда нужно доконать потенциального покупателя своим регулярным вниманием. Если некто сомневается: брать или не брать ваш товар, присылайте ему в течение полугода соблазнительные сообщения о том, каких замечательных возможностей он лишается, медля с покупкой, и в конце концов он либо сломается, либо сойдет с ума. И наконец, пара слов о классических и наиболее авторитетных сервисах рассылок Subscribe.ru и Mail.ru. Сотрудничество с ними будет для вас наилучшим решением, если ваша рассылка бесплатна для подписчиков и адресована многочисленной аудитории. На Subscribe.ru существует специальный раздел "Рассылки для всех", создать рассылку в котором вы можете прямо сейчас. С рассылками, адресованными специалистам, дело обстоит сложнее, но и в этом случае вполне реально договориться. Если вам не хочется возиться с подпиской, можно создать блог. Сетевые дневники - промежуточная ступенька между рассылками и созданием собственного сайта. Читатели не получают ваши сообщения по почте, вместо этого они посещают веб-страничку, на которой вы упражняетесь в красноречии. Совсем необязательно знать HTML, достаточно регулярно выдавать на-гора что-нибудь интересное: ленту новостей, обзоры музыкальных новинок или записки сумасшедшего. В помощь вам существуют автоматизированные системы публикаций (LiveJournal etc.) и специальные программы. Правда, вы несколько ограничены в дизайне, ведь по условиям задачи вы не знакомы с HTML. Если же тэги гипертекстовой разметки давно стали для вас обыденностью, мой вам совет: не валяйте дурака - создавайте сайт. Явное преимущество сайта перед блогом в том, что у вас гораздо больше возможностей для привлечения посетителей. Плюс вы свободны в выборе тем. Вы можете закрыть одну рубрику и ввести другую, можете поставить на страницу необъятных размеров мультик или, напротив, потчевать своих гостей исключительно текстом. В чем сходство блога и сайта? В том, что и туда и сюда читатели приходят ДОБРОВОЛЬНО, а значит... нерегулярно. Рассылка сама "стучится" к своим получателям, а посетителей сайтов и блогов надо приручать, постепенно добиваясь, чтобы на лучшие ваши страницы были поставлены закладки. Модель заработка тоже общая: платный вход (что маловероятно) или реклама. Если хотите узнать, как делать рекламу мудро, и какие рекламодатели самые щедрые, загляните на нашу кухню. НА КУХНЕ... ПО СЕКРЕТУ... Пошепчемся с Яндексом А. Амилющенко: В день Яндекс обрабатывает свыше 3 миллионов запросов от более чем миллиона человек. При этом около 40% наших посетителей ищут в интернете товары или услуги. С уверенностью можно сказать, что потенциальный спрос есть буквально на все: любое слово, любой предмет, который существует в природе, любой товар, независимо от его популярности или географической распространенности, хотя бы один человек да искал. Другое дело, что количество запросов по разным товарным группам неодинаковое: какие-то товары ищут тысячи человек, а какие-то - десятки. К примеру, мобильные телефоны пользуются сейчас очень большим спросом, поэтому мы получаем много запросов и от частных лиц, и от оптовиков. И думаю, продавать оптом мобильники через интернет сейчас довольно легко. Но, в целом, оптовая торговля - занятие очень трудоемкое. Скажем, тетради оптом. За месяц такое сочетание слов запрашивают около 100 человек - это мало. К тому же, далеко не все поисковые запросы перерастают в реальные сделки, Но, с другой стороны, если хотя бы одному из 100 интересующихся вы продадите вагон тетрадей, будет уже хорошо. Е. Колмановская: Мне кажется, есть еще более сложные случаи, когда даже штучный товар пристроить весьма проблематично. Вот, например, турбины для электростанций. Электростанций у нас, допустим, всего сто, заводов, производящих оборудование для них, - всего пять. Продавцы и покупатели хорошо знают друг друга, коммерческие отношения уже сложились. Новичку, пытающемуся внедриться на этот рынок и продать кому-нибудь хотя бы одну турбину, придется довольно туго. И конечно, осуществить такую сделку через интернет будет почти невозможно. А. Амилющенко: И в то же время, есть достаточно дорогие товары, которые буквально уходят "влет". Очень хорошо продаются через интернет кондиционеры, шредеры, проекторы, автомобили, мебель... - Мебель?! Через интернет?! А обивку пощупать? А пружины проверить? А. Амилющенко: Ну, во-первых, далеко не все покупатели так привередливы. А во-вторых, если вам нужны конкретные размеры и конкретный цвет, и у вас нет времени ходить по магазинам, почему бы не купить в интернете? Кстати, недавно один рекламодатель продавал с нашей помощью лестницы из красного дерева. Сначала он планировал двухнедельную кампанию, но уже через четыре дня позвонил и попросил снять рекламу. "Что случилось?" - спрашиваем. "Ничего, - отвечает. - Ничего страшного. Все лестницы успешно проданы". А еще, есть очень популярные товары, которые продавать через интернет просто бессмысленно. Согласитесъ, довольно странно искать в электронном магазине йогурт, если его можно купить в ближайшем супермаркете по пути с работы домой. То же самое можно сказать о других товарах класса FMCG - обо всем, что можно быстро съесть или выпить. Е. Колмановская: На самом деле, ситуация тоньше. Можно искать в интернете ИНФОРМАЦИЮ о товаре, но при этом вовсе не обязательно покупать его дистанционно. Именно таким способом я впервые в жизни выбирала электрический чайник. Честно сказать, я тогда ничего про чайники не знала, поэтому для начала заглянула на Яндекс.Маркет и посмотрела, какие вообще бывают чайники: с открытыми или закрытыми спиралями, с разными корпусами, с дополнительными функциями... В общем, около двадцати пяти параметров. Потом пришла в ближайший к моему дому магазин фирмы "Партия" и, увидев во-от такие пять полок, сказала продавцу: "Мне нужен чайник с такими-то характеристиками". Продавец посмотрел на меня с уважением и указал на пространство в радиусе двух метров. Решив, что и этого, пожалуй, многовато, я поставила условие: товар должен быть не российский и не белорусский. В итоге осталось сантиметров пятьдесят. Стоящие на этом пространстве чайники вполне реально было подержать в руках, и в итоге я выбрала именно тот, который мне понравился. А. Амилющенко: Короче, нужно учитывать, что интернет - прежде всего ИНФОРМАЦИОННАЯ среда, поэтому здесь очень удобно сравнивать цены, потребительские свойства товаров и условия поставки. - Информация, размещаемая в интернете, адресована чаще всего частным лицам. Значит ли это, что компании более пассивны? Е. Колмановская: Вообще-то, 70% посетителей Сети пользуются интернетом с работы. Не стоит думать, что все они обязательно воруют время у своего работодателя, и что работодатель - идиот, и подключил их к интернету для того, чтобы они занимались там поиском велосипедов для своих детей. Чаще имеется в виду, что интернет нужен человеку по работе. А. Амилющенко: Дело, наверное, в том, что компании ведут себя несколько иначе, чем частные лица. Можно ли утверждать, что на тетради нет никакого спроса? Нет, это неправда. Спрос есть, и очень большой. Другое дело, что людей, которые готовы покупать тетради оптом, намного меньше, чем конечных потребителей. И еще меньше тех, кто готов заключать оптовые сделки, пользуясь исключительно интернетом. Поэтому повторюсь: интернет используют прежде всего для ВЫБОРА наилучшего варианта. Электронный магазин - практически неосвоенный журналистами вид заработка. А ведь что такое магазин в интернете? Это симпатичный рекламный буклет и форма для заказа товара, то есть не что иное, как точные слова и привлекательный дизайн, плюс программный код. Если вы умеете вкусно рассказывать о самых обычных вещах, вам в этом деле цены не будет. Нюанс здесь только один: кто будет заниматься доставкой? Если ваше издание доставляется читателям курьерской службой, то электронный магазин это хороший вариант дополнительного заработка для вас и ваших курьеров. Если же курьерской службы у вас нет, лучше не соглашаться на проценты с продаж (а именно такую схему вам, скорее всего, предложит рекламодатель). Гораздо разумнее взимать плату за использование магазина как за очень большой рекламный баннер: в виде фиксированной суммы за каждую отправленную форму заказа или повременно - по количеству дней, недель, месяцев, в течение которых вы занимаетесь продажей данного товара. НА КУХНЕ... ПО СЕКРЕТУ... Пошепчемся с Яндексом А. Амилющенко: Мы не играем в так называемые "партнерские программы", которые нам периодически пытаются навязать магазины. Они говорят: "Приводите к нам покупателей, а мы будем платить вам проценты от совершенных сделок", Мы на это не соглашаемся по одной простой причине. Допустим, я знаю человека, который хочет кока-колу, и я могу отвести его в то место, где кока-колой торгуют. Я точно знаю, что он ее хочет, и что здесь ее продают. Но дальше события могут развиваться самым непредсказуемым образом. Представьте, к примеру, что этот магазин продает кока-колу по совершенно безумной цене - 15 долларов за бутылку... Или что там пародавцы хамят, или что-нибудь еще в том же роде... Будут ли покупать в таком магазине? Нет, конечно! Но это же их проблемы! Я не хочу отвечать за то, как у них выстроены продажи, логистика, работа с персоналом... Я могу только взять человека за руку и сказать: кока-кола - здесь! Вот в этом плане я готов сотрудничать. А получать проценты от бизнеса, который я не в состоянии контролировать, я не хочу. Е. Колмановская: И еще, нужно помнить, что партнерские программы должны строиться вокруг вашей основной функции. Наша миссия - это поиск, а все остальное - энциклопедии, новости, маркет - держится на поиске и подпитывается им. Вот поэтому так важно с самого начала определить свои склонности и "профпригодность". Все, подводим итоги. О деньгах, как об отсутствующих, - или хорошо, или никак. Думаю, вы уже поняли, что всеми желанная звеняще-хрустяще-зеленеющая субстанция подобна обозначенному в заголовке продукту: сколько ни говори "миллион", а во рту слаще не станет. И все же... Все же, хвала тебе, халва, за то, что ты существуешь как заветная цель. Иначе, к чему бы мы стремились?